По своим функциям клиническая психология перекрывает ряд областей. Профессия, с которой наиболее тесно связано — это психиатрия. Психотерапия как основной метод лечения и диагностика — это области, общие как для клинической психологии, так и для психиатрии, хотя в этих двух профессиях используются несколько разные подходы.
Клиническая психология — это совокупность знаний и навыков, которые можно использовать, чтобы помочь людям с нарушениями поведения или психическими расстройствами достичь лучшей адаптации и самовыражения. Она охватывает прикладные области диагностики, лечения и профилактики, а также основную область исследований.
Психиатрия обычно использует интервью и обследования психического статуса, тогда как психология больше опирается на объективные тесты и проективные приемы. Обе группы все больше обращают внимание на быстро расширяющуюся область профилактики. Клинические психологи обычно более активны в исследованиях, чем психиатры, но прилагаются значительные усилия для увеличения числа психиатров, участвующих в исследовательской деятельности. Клиническая психология также имеет много общего с социальной работой, особенно в области лечения. Социальные работники получают отличную подготовку в этой функции — возможно, лучшую подготовку, чем любой из двух других основных специалистов в области психического здоровья, клинических психологов или психиатров. В последние годы социальная работа осознала слабость профессии, не имеющей ни основной базовой дисциплины, ни объема исследований, и пытается исправить эти трудности. Клиническая психология граничит с социологией, особенно в ее социально-психологическом аспекте. Отношение клинической психологии к антропологии отдаленно, за исключением аналогий, которые можно провести между паттернами коллективного поведения и формами индивидуальной патологии.
Содержание клинической психологии включает большую часть психопатологии, аномальной психологии и подобных областей. Теоретические основы особенно зависят от теории личности и психоанализа.
Клиническая психология моложе многих других областей психологии. В организованном виде он восходит к 1896 году, когда Лайтнер Уитмер впервые основал психологическую клинику в Пенсильванском университете. С самого начала он призывал к качественному изучению личности пациента, как в лечебных, так и в диагностических целях. Он признал необходимость детального рассмотрения и длительного наблюдения за случаями при создании детской больницы-школы. Хотя в начале своего существования клиника почти полностью занималась проблемами умственно отсталого ребенка, в последующие годы основными проблемами были проблемы старшего ребенка, профессиональная ориентация и нарушение речи. То, что с тех пор стало известно как «командный» подход — скоординированная работа представителей ряда дисциплин, занимающихся одним и тем же случаем, в некоторой степени было принято в клинике на раннем этапе. Врачи, особенно неврологи, и социальные работники совместно работали над тематическими исследованиями. Уитмер подчеркивал необходимость профессионального обучения и разработал схему нападения, которая включала большинство элементов современных клиник.
Пока клиника Витмера расширяла свою деятельность, движение Бине во Франции набирало силу. Шум об этом был слышен на рубеже веков, и с публикацией теста Бине-Саймона в 1905 году потенциал теста интеллекта впервые стал очевиден. Учебное заведение для умственно отсталых в Вайнленде было одним из первых, кто адаптировал тест к американским условиям. В 1906 году, Годдард основал первую американскую психологическую лабораторию.
Айова
Примерно в 1910 году Карл Сишор в Университете Айовы организовал вторую университетскую клинику по образцу Витмера. В тот же период Дж. Э. Уоллес Валлин начал применять психологические методы к школьникам. Он основал психообразовательную клинику в Университете Питтсбурга в 1912 году. Подчеркивая образовательную, а не психопатологическую значимость клиник, Валлин рекомендовал создавать клиники в сотрудничестве с отделами образования, а не с отделениями психологии.
Во второй половине девятнадцатого века и в начале двадцатого века деятельность таких людей, как Ж. М. Шарко и Пьер Жане, но особенно Зигмунда Фрейда и Адольфа Мейера. Их влияние привело к развитию, пожалуй, самого важного типа клиник в стране.
В 1909 году совместно с судом по делам несовершеннолетних округа Кук Чикаго Уильям Хили открыл поведенческую клинику. Именно с этого события возникло движение по воспитанию детей. Хотя клиника Витмера произвела впечатление, Хили, который занимался в основном социальной патологией, придерживался другого подхода. Несмотря на новаторство Витмера, подход Хили должен был оказать большее и более продолжительное влияние на клиническую психологию в частности и на область психической гигиены в целом.
Уитмер против Хили.
Изучение программ двух клиник показывает поразительно последовательную озабоченность Витмера образовательными проблемами, прежде всего умственно отсталыми. Его упор на интеллектуально-познавательные аспекты личности естественным образом привел к контактам с педагогами в школах или учреждениях для умственно отсталых. Когда Уитмер интересовался медицинской проблемой, он обращал внимание на ее физические или неврологические аспекты. Хили, с другой стороны, подчеркивал аффективные аспекты личности, рассматривал психиатрическую сторону медицинских проблем и имел дело с различными социальными агентствами и учреждениями. Оказывается, Хили был мудрее в своем выборе, поскольку изучение умственно отсталых людей осталось относительно более узким и явно менее полезным, чем изучение личностных различий, связанных с психопатией, неврозом или психозом. События, подобные тем, которые отражены в законопроектах о психическом здоровье, принятом Конгрессом в 1963 году, могут опровергать это утверждение, но профессионалы, занимающиеся лечением психических расстройств или проводящие исследования в области психических расстройств, за некоторыми исключениями, придерживаются его.
Структура клиники Пенсильвании могла создать дополнительные препятствия для ее влияния. Поскольку клиника была создана в университетской среде и под руководством нефизика, клиника могла быть фактически лишена общественной известности. Связь с обучением студентов могла ограничить ее объем. Если бы клиника была основана в медицинской школе, уже признанной терапевтическим центром, или на рынке социальных агентств (как была клиника Хили), она могла бы иметь более широкое влияние. Или, возможно, Витмер опередил время.
Более важными, чем содержание программ, способ распространения информации или характеристики клиник были взгляды соответствующих лидеров. В то время подход Уитмера был по существу сегментарным и статичным, относительно скучным и трудоемким, подход Хили был тотальным, плодотворным и стимулирующим. В то время как Хили находился под заметным влиянием функциональной психологии Джеймса и динамических взглядов Фрейда и Мейера, Витмер отождествлял себя с менее образным подходом Вундтиана-Крапелина.
Ранние разработки.
Параллельно с ростом числа клиник были созданы психологические лаборатории в больницах для душевнобольных. Больница Маклин, Больница Святой Елизаветы и Бостонская психопатическая больница были выдающимися. В некоторых отношениях работа в больничных лабораториях шла по консервативному академико-экспериментальному принципу. Другими способами деятельность больниц способствовала широкому использованию тестовых устройств.
В течение 30-х годов прошлого века предпринимались различные систематические усилия для решения клинических психологических проблем. Морроу (1946) описал попытки университетов, государственных и национальных организаций разработать стандарты обучения и опыта.
В начале 1940-х годов значительный объем клинической работы выполнялся в общинах и больницах, а также в университетах (которые, однако, играли решительно второстепенную роль) психологами, подготовка которых, за некоторыми исключениями, приобреталась бессистемно. Хотя проблемы обучения вызывали большую озабоченность, было создано несколько организованных программ. Какой бы опыт ни был у клинического психолога, он в значительной степени определял его самого. На его обучение на удивление не повлияли программы, исходящие от университетов или других признанных психологических институтов.
Последние достижения.
С 1940-х годов большое внимание уделялось проблемам клинической психологии. Игра самых разных сил, как внутри, так и вне психологии, превратила клиническую психологию в область, которая требует от практикующих специалистов компетентности в трех основных задачах: (1) диагностика или получение знаний о происхождении и природе существующие психологические состояния с помощью тестов, измерений, стандартных собеседований и подобных процедур; (2) исследование или продвижение знаний путем систематической атаки в лаборатории или в полевых условиях по конкретным проблемам, которые можно контролировать экспериментально; (3) терапия и наука улучшения условий жизни клиентов.
В 1960-х годах для обучения в докторантуре для решения этих задач требовалась минимальная программа продолжительностью четыре года, из которых один год (предпочтительно третий) состоял из стажировки. Практика и стажировки организованы на основе базовых курсов теоретической, клинической и динамической психологии. Общепринятый тип учебной программы был первоначально предложен Комитетом по обучению клинической психологии Американской психологической ассоциации. В отчете 1947 г. было рекомендовано сосредоточить клиническую подготовку на существующих факультетах университета, а подразделения полевой подготовки интегрировать в университетские программы. Несмотря на то, что были внесены предложения о создании специальных профессиональных школ по клинической психологии, решение, которое все еще предпочитают — это расширение существующих университетских психологических факультетов для удовлетворения потребностей клинической психологии. Такой план подчеркивает модель клинического психолога как ученого-профессионала и поддерживает девиз «Клинический психолог — это в первую очередь психолог, а во вторую — клиницист».
Развитие
Однако по мере развития профессионального сознания психологов университеты и полевые центры начали осознавать важность соответствующих личностных качеств и высоких интеллектуальных способностей в клинической работе. В прошлом некоторые профессора имели тенденцию направлять своих более слабых студентов — тех, у кого не было задатков «ученых» — на клинические курсы в надежде, что тогда они смогут найти работу в клинических условиях. Таким образом, ряд плохо обученных людей, которых обычно называют «психометриками», которые, предположительно, были не более чем психологами, вышли на поле. Однако нынешнее внимание к проблемам отбора и найма привело к увеличению числа компетентно подготовленных исследователей и практиков. Большинство из них пришли из учреждений, в которых соблюдаются стандарты и существуют достаточно комфортные отношения между академической и клинической психологией. Некоторые также прибыли из центров, где стандарты не были на самом высоком уровне, но где люди сумели, так или иначе, самообразоваться.
Для консолидации и продвижения стандартов была организована Американская комиссия экзаменаторов по профессиональной психологии, которая в апреле 1947 года была зарегистрирована. Она была создана по образцу специализированных медицинских советов и имела аналогичные стандарты. Совету, как правило, требуется пять лет приемлемого опыта в дополнение к докторской степени для допуска к экзамену на получение диплома.
Англия и Канада.
В Великобритании картина в целом менее структурирована, чем в Соединенных Штатах. Официальные программы там, где они существуют, были смоделированы по образцу Модсли (Лондонский университет), который состоит из одного-двух лет практического опыта и докторской диссертации. Развитие Национальной службы здравоохраненияв 1948 г. привел к увеличению числа клинических психологов. В то время как в конце 1945 года в Британском психологическом обществе работало 77 профессиональных психологов, занимавшихся вопросами психического здоровья, к 1958 году их число увеличилось примерно до 400. Были расширены возможности университетской подготовки и поощрялось получение более высоких степеней. В англоязычных канадских университетах обучение состояло из комбинации американских и английских моделей, обычно требующих получения диплома или специальной степени магистра после одного-двух лет практического обучения, за которым следовали два года формального исследования, ведущего к докторской степени. Отчет о конференции по подготовке профессиональных психологов, состоявшейся в мае 1965 года в конференц-центре Couchiching в Женевском парке, Онтарио.
Западная Европа.
Ситуация в западных континентальных странах не столь обнадеживает. Сильная медицинская традиция все еще господствует, ограничивая значительную часть практики клинической психологии (и особенно психотерапии) врачами. Однако в последние несколько лет эти страны стали все чаще интересоваться американскими программами обучения, и можно ожидать некоторого роста клинической подготовки по американскому образцу.
Восточная Европа.
В Восточной континентальной Европе медицинское влияние еще более широко. Особый упор делается на физиологическое функционирование с соответствующим принижением места психологического тестирования, объективного или субъективного, и изучения индивидуальных различий в целом. Менее вероятен быстрый рост клинической психологии.
Япония.
Область клинической психологии быстро развивается, несмотря на ряд недостатков, например, жесткость университетской системы и чрезмерную представленность врачей в этой области. Так, на собрании Японской психологической ассоциации в 1958 году из 619 представленных статей, представляющих 11 областей, клиническая психология заняла четвертое место по количеству, уступив только восприятию, образованию и обучению.
Проблемы и перспективы.
В целом клиническая психология в Соединенных Штатах значительно выросла, а в других странах — умеренно. Есть надежда, что страны выработают модели, соответствующие их собственным потребностям, и не будут слишком сильно руководствоваться образцами, установленными в Соединенных Штатах, образцами, которые принесли с собой собственные проблемы. Большое количество серьезных проблем должно быть решено как психологией, так и клинической психологией, если клиническая психология должна внести свой надлежащий вклад в потребности общества и развить свой профессиональный потенциал. Они включают обучение как старым, так и новым областям деятельности, оценку учебных заведений и отдельных лиц, а также совершенствование существующих программ.
Подготовка к исследованиям.
Роль университета, роль полевого центра и отношения между двумя типами институтов нуждаются в уточнении. Одновременно необходимо переопределить содержание исследования, чтобы оно включало самые строгие лабораторные исследования, систематическое натуралистическое наблюдение и серьезный исследовательский подход, ведущий к целенаправленным попыткам ответить на вопросы, возникающие во время клинических операций.
Направления исследований и практики.
Все большее значение приобретают новые методы терапии, новые методы диагностики и, в частности, профилактические методы обучения. Клиническая психология должна делать все возможное, чтобы привлекать людей, способных решать проблемы в нетрадиционных областях. Понятно, что кадровый дефицит в сфере психического здоровья будет огромным.
Программы обучения в университете.
Следует описать подходящие университетские условия для обучения клинической психологии и учитывать важность программ, исходящих от объединенных кафедр. Характер докторской степени, присуждаемой клиническим психологам — будь то строго профессиональная (скажем, докторская степень) или комбинированная исследовательская степень (доктор философии) — требует особого обсуждения. Также следует подумать о месте и характере программ постдокторантуры, особенно программ обучения психотерапии.
Основные проблемы клинической психологии по-прежнему лежат в родительской области — психологии. Клиническая психология после длительного периода, проведенного в рамках академической дисциплины, также прошла первые этапы становления профессией. Она переживает естественные нарушения и трудности, которые сопровождают процесс роста такого рода. Однако это не должно вызывать серьезного беспокойства, если клиническая психология тщательно отбирает своих учеников как в отношении личности, так и интеллекта.